Виртуальная реконструкция

Реконструкция первого акта спектакля «Чайка» представляет собой секвенцию из шестидесяти восьми мизансцен. Ниже представлены некоторые из них, полную версию можно скачать в формате Ms PowerPoint.

Краткое содержание I акта

В имении Петра Николаевича Сорина, пожилого, отставного чиновника гостят его сестра, знаменитая актриса Ирина Николаевна Аркадина, ее любовник, известный писатель Борис Тригорин, и сын – молодой драматург Константин Треплев.

Константин влюблен в дочь владельца соседней усадьбы – подающую надежды актрису Нину Заречную. Чувства к не побуждают его к творчеству. Однако Нина относится к нему довольно холодно.

Пытаясь быть оригинальным и современным, а также в пику традиционалисту Тригорину Треплев создает пьесы символистско-декадентском стиле. Однако талант его довольно спорен. Стараясь придать своим опусам глубокомыслие, Константин наполняет их туманными, мистическими фантазиями. Нина, в свою очередь, мечтает о славе большой актрисы. Ее влечет к художникам, к людям творческого экстаза. Треплев боготворит Нину, однако та понимает, что его таланты невелики, и мало им интересуется. Зато ее охватывает жажда познакомиться с приехавшим к Сорину Тригориным.

Треплев устраивает в дачном театре на озере вечернюю постановку своей пьесы, в которой главню роль (Мировой Души) исполняет Нина. Аркадина относится к постановке довольно критически. Когда со сцены с видом на озеро и восходящую луну Нина произносит написанный Константином монолог о гибели всех живых существ земли и столкновении общей Мировой Души с дьяволом, Аркадина начинает ядовито высмеивать сына. Треплев, вспылив, убегает. Спектакль прерывается, не завершившись. Нина сходит со сцены к зрителям. Аркадина знакомит ее с Тригориным.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Основной задачей виртуальной реконструкции различных театральных событий (в частности, исторических спектаклей) является сохранение театрального наследия, как неотъемлемая часть международного наследия в области культуры и искусства. Благодаря развитию современных технологий можно воссоздать облик театрального события, переведя материальные носители информации в цифровой формат, а затем, синтезировать их. Главной задачей, которая была поставлена в ходе реализации данного проекта - поиск оптимального способа организации существующих источников для визуализации действия спектакля в его непрерывности при помощи информационных и мультимедиа технологий.

Виртуальную трехмерную реконструкцию трех актов спектакля «Чайка» на Александринской сцене, премьера которого состоялась 17 октября 1896 г., удалось осуществить благодаря реализации следующих компонентов:

  • Подготовка необходимого для виртуальной реконструкции, систематизированного контента. В данном проекте были использованы следующие документы и блоки информации:
  1. Текст пьесы;
  2. Сценический (режиссерский) экземпляр – текст пьесы с режиссерскими пометками;
  3. Данные об игровом пространстве:

3.1) фотографии сцены;

3.2) фотографии зрительного зала;

3.3) планировка сцены;

3.4) изображение занавеса;

3.5) изображение супер-арлекина.

  1. Монтировка спектакля - документ, описывающий принцип конструирования декорации из модулей;
  2. Данные об актерах:

5.1) распределение ролей;

5.2) фотографии актеров в жизни;

5.3) фотографии актеров в ролях;

5.4) описание образов (заимствование из критических статей).

  1. Сведения о спектакле из периодической печати: газетные и журнальные критические статьи;
  2. Декорационное оформление и костюмы:

7.1) эскизы декораций;

7.2) эскизы костюмов;

7.3) фото типовых декораций к спектаклям выбранного периода;

7.4) описание сценографии (из критических статей).

  1. Описание перемещений актеров в пространстве;
  2. Музыкальная партитура;
  3. Мемуары современников;
  4. Различная техническая документация.
     
  • Моделирование трехмерной модели сцены Александринского театра, с учетом особенностей исторической реконструкции в период XIX в.;
     
  • Моделирование необходимых трехмерных элементов декораций (завесы, мебель, предметы бутафории и реквизита и т.д.) и внедрение их в сценографию спектакля;
     
  • Создание статичных моделей фигур артистов в театральных костюмах в технике акварели, что позволило найти необходимый художественный подход к реализации поставленной задачи, обеспечивший должную степень аутентичности и визуального восприятия театральной реконструкции путем объединения 2D и 3D элементов между собой;
     
  • Создание системы перемен декораций и освещения (светопартитура) для трех картин спектакля «Чайка» на сцене Александринского театра.

В ходе анализа различных архивных материалов, было принято решение представить виртуальную реконструкцию спектакля «Чайка» на Александринской сцене в формате мизансцен спектакля - как секвенцию последовательных изображений, демонстрирующих расположение актеров на сцене, а также визуализировать диалоги, произносимые актерами.

Опыт работы над данным проектом продемонстрировал возможность создания мультимедийной библиотеки по истории спектакля, позволяющей наглядно представить и проанализировать пространственную  композицию спектакля, его мизансценическую партитуру и целостный образ.

МЕТОДИКА РЕКОНСТРУКЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ

В результате виртуальной реконструкции трех актов спектакля «Чайка» на Александринской сцене, премьера которого состоялась 17 октября 1896 г., удалось выявить общую методику реконструкции различных театральных событий:

  1. Формирование междисциплинарной команды по реализации проекта. Двумя основными компонентами в данном случае должны быть: команда специалистов в области театральной деятельности и команда специалистов в области информационных и мультимедиа технологий.
  2. Подготовка архивных материалов, необходимых для реконструкции. Найденный контент должен быть систематизирован и обладать необходимый степенью исторической достоверности.
  3. Выбор технологического решения для виртуальной трехмерной реконструкции театрального события. В зависимости от прославленной задачи, это может быть 2D реконструкция, 3D реконструкция, 4D реконструкция, комбинированная реконструкция (изменение событий во временном интервале), смешанная реконструкция и т.д.
  4. Моделирование сценической площадки и зрительного зала.
  5. Моделирование сценического оформления.
  6. Моделирование сценических персонажей.
  7. Моделирование мизансцен спектакля.
  8. Моделирование сценического освещения.
  9. Моделирование звуковой партитуры.