Реконструкция первого акта спектакля «Чайка» представляет собой секвенцию из шестидесяти восьми мизансцен. Ниже представлены некоторые из них, полную версию можно скачать в формате Ms PowerPoint.
Краткое содержание I акта
В имении Петра Николаевича Сорина, пожилого, отставного чиновника гостят его сестра, знаменитая актриса Ирина Николаевна Аркадина, ее любовник, известный писатель Борис Тригорин, и сын – молодой драматург Константин Треплев.
Константин влюблен в дочь владельца соседней усадьбы – подающую надежды актрису Нину Заречную. Чувства к не побуждают его к творчеству. Однако Нина относится к нему довольно холодно.
Пытаясь быть оригинальным и современным, а также в пику традиционалисту Тригорину Треплев создает пьесы символистско-декадентском стиле. Однако талант его довольно спорен. Стараясь придать своим опусам глубокомыслие, Константин наполняет их туманными, мистическими фантазиями. Нина, в свою очередь, мечтает о славе большой актрисы. Ее влечет к художникам, к людям творческого экстаза. Треплев боготворит Нину, однако та понимает, что его таланты невелики, и мало им интересуется. Зато ее охватывает жажда познакомиться с приехавшим к Сорину Тригориным.
Треплев устраивает в дачном театре на озере вечернюю постановку своей пьесы, в которой главню роль (Мировой Души) исполняет Нина. Аркадина относится к постановке довольно критически. Когда со сцены с видом на озеро и восходящую луну Нина произносит написанный Константином монолог о гибели всех живых существ земли и столкновении общей Мировой Души с дьяволом, Аркадина начинает ядовито высмеивать сына. Треплев, вспылив, убегает. Спектакль прерывается, не завершившись. Нина сходит со сцены к зрителям. Аркадина знакомит ее с Тригориным.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Основной задачей виртуальной реконструкции различных театральных событий (в частности, исторических спектаклей) является сохранение театрального наследия, как неотъемлемая часть международного наследия в области культуры и искусства. Благодаря развитию современных технологий можно воссоздать облик театрального события, переведя материальные носители информации в цифровой формат, а затем, синтезировать их. Главной задачей, которая была поставлена в ходе реализации данного проекта - поиск оптимального способа организации существующих источников для визуализации действия спектакля в его непрерывности при помощи информационных и мультимедиа технологий.
Виртуальную трехмерную реконструкцию трех актов спектакля «Чайка» на Александринской сцене, премьера которого состоялась 17 октября 1896 г., удалось осуществить благодаря реализации следующих компонентов:
- Подготовка необходимого для виртуальной реконструкции, систематизированного контента. В данном проекте были использованы следующие документы и блоки информации:
- Текст пьесы;
- Сценический (режиссерский) экземпляр – текст пьесы с режиссерскими пометками;
- Данные об игровом пространстве:
3.1) фотографии сцены;
3.2) фотографии зрительного зала;
3.3) планировка сцены;
3.4) изображение занавеса;
3.5) изображение супер-арлекина.
- Монтировка спектакля - документ, описывающий принцип конструирования декорации из модулей;
- Данные об актерах:
5.1) распределение ролей;
5.2) фотографии актеров в жизни;
5.3) фотографии актеров в ролях;
5.4) описание образов (заимствование из критических статей).
- Сведения о спектакле из периодической печати: газетные и журнальные критические статьи;
- Декорационное оформление и костюмы:
7.1) эскизы декораций;
7.2) эскизы костюмов;
7.3) фото типовых декораций к спектаклям выбранного периода;
7.4) описание сценографии (из критических статей).
- Описание перемещений актеров в пространстве;
- Музыкальная партитура;
- Мемуары современников;
- Различная техническая документация.
- Моделирование трехмерной модели сцены Александринского театра, с учетом особенностей исторической реконструкции в период XIX в.;
- Моделирование необходимых трехмерных элементов декораций (завесы, мебель, предметы бутафории и реквизита и т.д.) и внедрение их в сценографию спектакля;
- Создание статичных моделей фигур артистов в театральных костюмах в технике акварели, что позволило найти необходимый художественный подход к реализации поставленной задачи, обеспечивший должную степень аутентичности и визуального восприятия театральной реконструкции путем объединения 2D и 3D элементов между собой;
- Создание системы перемен декораций и освещения (светопартитура) для трех картин спектакля «Чайка» на сцене Александринского театра.
В ходе анализа различных архивных материалов, было принято решение представить виртуальную реконструкцию спектакля «Чайка» на Александринской сцене в формате мизансцен спектакля - как секвенцию последовательных изображений, демонстрирующих расположение актеров на сцене, а также визуализировать диалоги, произносимые актерами.
Опыт работы над данным проектом продемонстрировал возможность создания мультимедийной библиотеки по истории спектакля, позволяющей наглядно представить и проанализировать пространственную композицию спектакля, его мизансценическую партитуру и целостный образ.
МЕТОДИКА РЕКОНСТРУКЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ
В результате виртуальной реконструкции трех актов спектакля «Чайка» на Александринской сцене, премьера которого состоялась 17 октября 1896 г., удалось выявить общую методику реконструкции различных театральных событий:
- Формирование междисциплинарной команды по реализации проекта. Двумя основными компонентами в данном случае должны быть: команда специалистов в области театральной деятельности и команда специалистов в области информационных и мультимедиа технологий.
- Подготовка архивных материалов, необходимых для реконструкции. Найденный контент должен быть систематизирован и обладать необходимый степенью исторической достоверности.
- Выбор технологического решения для виртуальной трехмерной реконструкции театрального события. В зависимости от прославленной задачи, это может быть 2D реконструкция, 3D реконструкция, 4D реконструкция, комбинированная реконструкция (изменение событий во временном интервале), смешанная реконструкция и т.д.
- Моделирование сценической площадки и зрительного зала.
- Моделирование сценического оформления.
- Моделирование сценических персонажей.
- Моделирование мизансцен спектакля.
- Моделирование сценического освещения.
- Моделирование звуковой партитуры.