Археология

В Настоящее время крепость Ивангород - объект туристического маршрута «Памятники военно-оборонительного зодчества северо-запада». Также необходимо отметить, что крепость прекрасно сохранилась до наших дней благодаря мастерству реставраторов Ивангорода. В 1981 г. в крепости под руководством В. П. Петренко начаты археологические раскопки [1]. Наиболее подробный отчет о проведенной огромной работе археологов, реставраторов, архитекторов, а так же планах по восстановлению крепости представлен известным архитектором-реставратором И. А. Хаустовой.

В 1972 г. группой ученых были разработаны проектные предложения по всему ансамблю крепости. С 1974 г. начаты комплексные исследования. Суть проекта – это рациональное сочетание приемов консервации (там, где нет достаточно веских оснований для реставрации), реставрации и воссоздания элементов архитектурного комплекса, определяемых степенью их ценности, сохранности и историко-архивной обоснованности.

И.А. Хаустова выделяет следующие основные положения проекта реставрации:

  1. Воссоздание целостного ансамбля крепости. Время, на которое ориентирована реставрация (1728-1756 гг.), наиболее полно отражено в обмерно-фиксационных исторических чертежах, расположение двух когда- то враждебных крепостей в непосредственном соседстве, разделенных рекой, является уникальным. Это обстоятельство обусловило необходимость восстановления тех разрушенных башен, взорванных фашистами, которые обращены к реке Нарове и к шоссе Санкт-Петербург – Таллинн.
  2. Если воссоздание наружного облика взорванных башен возможно на основании исторических чертежей и фотографического материала ХIХ– начала ХХ вв., поддержанное натурными изысканиями, что является вполне обоснованным, то воссоздание интерьеров только по грешащим неточностями чертежам недостаточно убедительно. Поэтому, чтобы избежать авторской докомпановки, предлагается стены несохранившихся верхних ярусов не восстанавливать на всю толщину, а ограничиться той толщиной, которую имели зубцы верхнего яруса (90 см). Этим достигается увеличение экспозиционных площадей верхних ярусов башни.
  3. Две, разрушенные в верхних своих частях, башни восточного фасада крепости, играющие меньшую градообразующую роль, предлагается законсервировать, но оставить в виде руин.
  4. Башни «Четвероугольной» крепости (1492 г.) сохранились на 2 яруса в виде руин. На чертежах ХVIII в. они уже показаны в руинированном состоянии.

Видимо, потеряв свое боевое значение, этот объект ансамбля перестал подвергаться ремонтам. Сохранение его возможно только при проведении консервационных работ.

Но исторические здания и ансамбли необходимо сохранять не в качестве мертвого облика, а как обогащающий нашу жизнь живой организм, поэтому в 1982 г. была разработана концепция музеефикации. Основным принципом этой концепции является использование отреставрированных или воссозданных объектов крепости.

Сохранившиеся крепостные башни, определенные к реставрации, используются как объекты музейного показа. Экспозиция в них подчинена интерьерам боевых башен. Воссоздаваемые башни Замка предлагаются под экспозицию, не связанную с интерьерами боевых башен, но требующую больших площадей. Воссоздаваемые башни Переднего города предназначаются под бытовые и общественные нужды музейного обслуживания. Руинированные восточные башни предлагается сохранить как памятники, связанные с Великой Отечественной войной.

Два каменных пороховых погреба предназначаются под служебные, научные и административные отделы музея.

К 1989 г. были выполнены почти все работы первой очереди: завершена реставрация Успенской и Никольской церквей, воссозданы шатровые покрытия и проведена реставрация на четырех сохранившихся башнях (Воротной, Набатной, Провиантской и Широкой).

Проведены реставрационные работы по фасадам крепости, обращенным к Нарвскому шоссе и Нарвскому замку. Выполнены реставрационные работы на взорванных башнях (Наместника, Длинношеей, Колодезной и Пороховой). Чтобы ограничить количество недостаточно обоснованных авторских докомпоновок, утраченные верхние ярусы этих башен решено было не возводить, а законсервировать на высоте сохранившихся объемов [2].

Силами авторского коллектива института «Спецпроектреставрация» с 1970-х гг. были проведены исследовательские работы почти по всем крепостям области и разработаны проектные предложения по ансамблям крепостей.

На территории крепости сохранились некоторые внутрикрепостные постройки: две церкви и два пороховых амбара.

Здание Большого Амбара расположено в западной части Большого Бояршего города Ивангородской крепости. Впервые его изображение появляется на проектных планах 1765-1767 гг.

«Провиантский магазейн» использовался как склад продовольствия. Начиная с 20-х гг. ХIХ столетия здание подвергалось ремонтам, существенно не изменившим его облик, работы проводились по укреплению перекрытий, пандусов, кровли, побелке и покраске здания.

Основная же конструктивная схема оставалась прежней вплоть до 1884 г., когда здание было капитально перестроено в связи с приспособлением его под казарму на 360 человек.

В таком виде, судя по фотографиям 30-х гг., здание просуществовало до войны. Во время Великой Отечественной войны здание амбара сильно пострадало и теперь пребывает в запустении.

В 1984 г. были выполнены: архитектурно-археологический обмер здания, зондажи и шурфы, позволившие, совместно с анализом архивных чертежей, составить достаточно полное представление о его облике на все периоды существования. В результате были осуществлены графические реконструкции на два основных строительных периода: реконструкция первоначального облика провиантского магазина на 1778 г., и на 1884 г., когда здание было приспособлено под казармы низших чинов.

Проектом учитывалась значимость амбара, доминирующего над прочими внутрикрепостными постройками и необходимость поддержать целостность сложившегося крепостного ансамбля, реставрируемого в целом на 1728 г. Исходя из этого, предлагается частичная реставрация первоначального облика амбара со стороны крепостного двора, включающая воссоздание высокой черепичной кровли, закладку поздних проемов и разборку закладки древних арочных проемов в северной стене и на боковых фасадах. В то же время встала проблема достаточно утилитарная – восстановить функциональное значение одноэтажной пристройки ХIХ в., обращенной к крепостной стене, содержавшей котельную и туалет с выгребом, т.к. устройство современных сетей (канализация, отопление) для крепости в ближайшие годы нереально. Таким образом, южный фасад и пристройка к нему реставрируются на конец ХIХ в.

В результате реставрации облик амбара не будет приведен к существовавшей в какой-то определенный момент так называемой «оптимальной дате», но будет усилена художественная выразительность здания, как части комплекса разновременных внутрикрепостных построек.

Необходимость сохранения пристройки ХIХ в. дала толчок интересному, неординарному реставрационному решению. Предлагается воссоздать три фасада: один - обращенный к храмам крепости и два торцевых - на ХVIII в. Четвертый фасад с пристройкой, обращенный к пряслу - на ХIХ в. При этом решении фасад, обращенный к храму, приобретает суровый вид. Проемы меньших размеров, заложенные в ХIХ в. – раскрываются. Прорубленные проемы в ХIХ в. – закладываются, образуя ниши. Так создается интересное пластическое решение. Яркое пятно воссоздаваемой черепичной кровли создает звучный цветовой акцент, удачно помогающий формированию всего композиционно-цветового решения этой части крепостного комплекса.

Интересно в композиционном, цветовом, объемном отношении решается фасад, обращенный к крепостной стене. Проемы ХIХ в. и зондажи проемов ХVIII в. также пластически формируют фасад. Необычно решается кровля с этой стороны амбара. В ней сочетаются два материала: черепица и металл, соответствующие двум основным строительным периодам. На перепаде кровель по высоте размещается полоса остекления, весьма удачная в функциональном и объемном отношении.

В целом решение фасадов представляет информационно насыщенный рассказ об истории памятника.

Планировочное проектное решение рационально и вместе с тем интересно, и, что не всегда бывает легко при работе с памятниками, соответствует нормативным параметрам. Так, по своему объемному, световому решению пространство чердачного помещения предназначено для экспозиционных целей. Обнаженная конструкция деревянной стропильной системы и полоса освещения на перепаде кровель создают чрезвычайно интересный светотеневой эффект.

Проект Малого амбара более традиционен. Объем его стен сохранился почти полностью, он не претерпел больших изменений, поэтому проектом предлагается выполнить его реставрацию на 1728 г., на который реставрируется весь крепостной ансамбль. Интерьеры приспосабливаются под музейные нужды [3].