Архитектура

Крепость окружала прочная двухметровая ограда, состоявшая частично из насыпного земляного вала, а частично из каменной стены, в которую были уложены «насухо», без раствора плотно подогнанные валуны. По верхней кромке этого вала тянулась деревянная стена высотой около 2 м. Башен крепость не имела. Длина крепости составляла примерно 225 м, ширина от 40 до 52 м [1].

В связи со строительством домов и погреба в XIX в. целостность стен в юго-западной части памятника нарушена, о них напоминают лишь беспорядочные развалы камней. Значительная часть археологического памятника была уничтожена во второй половине XX в. во время строительства в этой местности автодороги Громово—Мельниково.

В процессе археологического исследования Тиверска стали очевидными его военно-оборонительное назначение и тесная связь с ремесленным производством. Характерные признаки как военного и ремесленного поселения выразились в различном назначении южной и северной частей городища. В южной — оборонительным укреплением служил вал с каменным основанием, засыпанный землей; в северной — каменная стена. В южных раскопах встречено почти все собранное в Тиверске оружие. В северной части выявлено много следов хозяйственной деятельности, особенно железообрабатывающего ремесла (равно как и в раскопах XIX в.). Кроме того, здесь погребены погибшие защитники крепости. Различия между двумя частями Тиверска объясняются топографическими особенностями: неприятель мог появиться лишь перед южными укреплениями, ибо порожистые рукава по ту и другую сторону Тиверска непроходимы; с северной оконечности открывался свободный путь к отступлению под защиту более надежных укреплений Корелы [2].

Кем был построен Тиверск — вопрос сложный и далекий от окончательного решения, но все же существуют некоторые доказательства принадлежности Тиверска летописной кореле. Карельский перешеек, по единодушному мнению историков, лингвистов, фольклористов, был районом, где размещался племенной очаг летописной корелы. Топонимические данные подтверждают это суждение. Пять «родов карельских детей», имеющих «отчины и дедины» на Белом море и Кольском полуострове, — Рокульцы, Вальдольцы, Тиврульцы и т. д. — были выходцами с Карельского перешейка. Вероятно, и Тиверский городок получил название по имени одного из «карельских родов» — Тиврульцы.

Сходство Тиверска с остальными памятниками, приписываемыми летописной кореле, заметно в выборе места для поселения (остров, который по своему природному окружению приобрел оборонительные свойства), использовании камня для сооружения укреплений и фундаментов жилищ и, наконец, названии. Этимология слова Тиури выводится из саам. tiwre>tiuri. Интересно, что у калининских карел — выходцев с северо-западных берегов Ладожского озера — встречаются слова tiuru>kiuru. Последний довод в пользу определения Тиверска как городища летописной корелы дают летописи: не случайно в некоторых сводах городок Тиверский называется Корельским [3].

Сегодня Тиверское городище привлекает историков, туристов, просто неравнодушных к русской истории людей. У стен городища проходит туристический водный путь с 5 волоками, из Вуоксы в озеро Балахановское и далее к железнодорожной станции Лосево.

Первый из этих волоков расположен на территории самого Тиверского городища. Сделав остановку у моста, туристы должны по левому берегу пронести лодки на руках — около 150 м в общем направлении с севера на юг. Пройдя далее на веслах около 1 км, туристы подходят к трем другим волокам, расположенным на небольшом удалении друг от друга. Общая протяженность их около 100 м.

Далее на пути лежит большое озеро, по которому нужно пройти на веслах около 3 км в направлении на юго-запад. Последний, самый длинный, но в то же время и самый легкий по характеру местности волок протяженностью 150 м, выводит туристов к так называемому мысу Дружбы. Мыс представляет собой вытянутую с северо-запада на юго-восток типичную моренную гряду, сложенную из песка и гранитных валунов.

В южной части мыса на поверхность выходит коренная горная порода — огромная сглаженная ледником плита розового гранита.

Название мысу дали туристы, у которых стало традицией разбивать здесь бивак после прохождения волоков. Здесь же расположена охотничья база Ленинградского Военного округа.

К мысу Дружбы можно попасть и на машине от станций Лосево и Отрадное.

С вершины песчаного холма в северной части мыса открывается хороший вид на плесы Вуоксинской водной системы.

Далее маршрут водного похода лежит через большую заросшую тростником протоку к Балахановскому озеру.


[1] Власов А. С., Элькин Г. Н. Древнерусские крепости Северо-Запада. – СПб, 2011. С. 433.

[2] Там же. С. 434.

[3] Там же. С. 115.